Паломничество в средневековой Европе

Мощи и реликвии христианских святых

В 11-12 веках христианская церковь достигла пика своего могущества. С ростом ее силы, возросло и значение монастырей, которые когда-то возникли как прибежище для людей, который покидали мир греховный ради спасения своей души. Теперь же монастыри оказались в самом центре мирской жизни. Важным источником прибыли для монастырей и одной из важных основ влияния на население были чудотворные мощи и реликвии христианских святых.

Культ святых распространялся по Европе с самого зарождения христианства. Церковь была заинтересована в широком распространении христианства, и поэтому она признала культ святых, несмотря на то, что в нем заключался элемент язычества. Очень скоро церковь научилась извлекать из этого культа неплохую прибыль, поддерживая рожденную невежеством и суеверием веру в чудесную силу реликвий и мощей.

Потребностях в мощах

Каждая церковь, каждый алтарь нуждались в мощах святого, которые бы их освящали. Вплоть до 10 столетия действовал догмат, который запрещал брать отдельные части от тела святого в качестве реликвий, за исключением тех, которые снова могут вырасти, например ногтей или волос, а тело святого, в целом, должно оставаться нетронутым. Однако потребностях в мощах росла, а святых было не очень много, и поэтому этот догмат стал рушиться повсеместно.

Началась просто погоня за реликвиями. Каждый монастырь и каждая церковь старались переплюнуть другие, чтобы привлечь к себе как можно больший поток паломников. А поток этот был большим. Нищета, страдания, голод, болезни привлекали к святым местам толпы необразованных суеверных людей.

Многие ладе отправлялись в далекие путешествия, чтобы посетить прославленные святилища. Церковь поощряла паломников. Она освобождала их от долговых обязательств, предоставляла разные льготы, и обещала отпущение грехов.